waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

gens du tiers et commun état



Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.
Манифест Коммунистической партии. 1848.


    В конце XV века под именем третьего сословия имелись в виду не только жители городов, но и сёл; их называли фр. le commun — простонародье, простонародное сословие, люди третьего и простонародного сословия (фр. gens du tiers et commun état).
[...]
    XVIII век, выдвинувший таких «буржуа», как Вольтер, Руссо, Дидро и других, есть век торжества буржуазии, которая стала передовым классом нации, интеллигенцией, и требовала, как гражданского равенства, так и политической свободы.
    В начале XVII века Франция получала с привилегированных 23 %, а с третьего сословия 77 % налогов. Перед революцией духовенство платило государству в виде налогов не более 1/4 своих доходов, дворянство — около 1/6, а третье сословие — ²/3 своих доходов. Вся масса налогов и повинностей ложилась на третье сословие, на долю которого приходилось около 1/3 всей земельной собственности, при населении в 25 млн людей, из которых привилегированных считалось 250 тыс.
    Но и среди третьего сословия наблюдается неравномерность в распределении повинностей. Некоторые должности создавали привилегию для буржуа чисто личного характера, были и привилегии местные, а богатые буржуа разными путями избавлялись от налогов. Имея главную силу в капитале, буржуазия была привилегированной в сравнении с народной массой. Многие города пользовались большими льготами — жители Гавра, например, были освобождены от талии и соляного налога. Город не платил подати, свалив эту повинность на деревню, благодаря чему из деревень уходили в город. Привилегированное положение горожан вызывало в XVIII веке частые жалобы крестьян на гордость жителей городов, порождало недоверие к ним со стороны сельского населения.
    Это недоверие продолжалось до конца XVIII века, так как буржуазия приобретала себе сеньориальные права, и особенно любопытно, что оно сильно проявилось во время выборов 1789 года, когда крестьяне относились недоверчиво к своим собственным депутатам на бальифных собраниях. Выступив, однако, в качестве борца за «народные» права, буржуазия сыграла очень крупную роль во время великой французской революции. Франция ей обязана разрушением феодального строя общества. Высказавшись за поголовное голосование в генеральных штатах 1789 года, третье сословие решительно потребовало уничтожения феодальных прав и аристократических привилегий. 17 июня 1789 года исчезло старое сословное деление Франции на три чина, и официально название «третье сословие» тоже исчезло. Но теперь уже ясно стало распадение французского общества на два крупных класса: буржуазию и народ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Третье_сословие


   Внешне - "общий" революционный поток. Против тирана.
   По сути -  в р е м е н н о е совпадение намерений социальных групп с несовпадающими (вплоть до открытого столкновения!) дальними интересами. 
   Даже маскировка под радетелей "всеобщего блага народного" имела место. О степени искренности судить сегодня трудно. Может тогдашние поборники либертэ-эгалитэ-фратернитэ действительно верили в общенародность своих целей. Так ли важно теперь? Важны ведь не намерения (они всегда благие) - результаты.

   А теперь самое время вспомнить "майданы" :)
   Августовский (1991) и февральский (2014) ...

   Да и только ли их?! ...

PS
  Всё чаще задумываюсь о дистанции, разделявшей "межрайонца" Троцкого со товарищи, с одной стороны,  и толщу русского крестьянства, с другой ...

PS PS
  {По памяти, если ошибся, поправьте, пожалуйста!}.
   Вот, говорят, в позднюю горбачёвщину лапочка Станкевич даже спускался под землю. К бастующим шахтёрам. Кажется, даже фотография была. В шахтёрской каске. Однако шахтёром не стал ... Так же как и шахтёры олигархами :) . Факт  с о в м е с т н о г о подземного пребывания оказался мимолётным. А пути, ведущие от этой мимолётности - разными ...
   А ещё (временами) злая на язык Википедия напоминает, что сидел лапочка Станкевич однажды в польской тюрьме. В той же самой тюрьме, что и Дзержинский, памятник, которому в 1991 сносил наш лапочка :) .
   В тюрьму (как и в революцию :) ) приходят по-разному ...
   По-разному и выходят ...


Tags: Теория и практика
Subscribe

Posts from This Journal “Теория и практика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments