waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Categories:

La città del Sole



Носов Н.Н. Незнайка в Солнечном городе. 1958.

Жители Солнечного города добродушны, приветливы и очень подвержены модным веяниям. Так из-за оплошности Незнайки, который превратил трёх ослов в коротышек, город погрузился в хулиганские беспорядки — жители копировали поведение трёх ослов (пропагандистский намёк на субкультуру стиляг). 


    Как-то не задумывался прежде. Ведь Солнечный город - это почти буквально Город Солнца :) . Только у Кампанеллы была утопия, а у Носова (в части стиляг-"ветрогонов") - анти"утопия". Кавычки от того, что, в отличие от творения итальянского философа, -  с б ы л о с ь ... :) (.
    Вчитаемся ещё раз.
    Супер-пупер материально-техническая база (книжка Носова временами утомляет обилием технических описаний). Трудолюбивое и высокоморальное население. Ни денег, ни частной собственности нет. Но вот появляются персонажи в (буквально) "пёстрых одеждах". В совершенно мизерных (против населения большого города) количествах: не то что "малый народ" даже не народец :) . Три вчерашних осла :) . Натурально, по недосмотру, выскочившие из загончика. То есть говорить об обременении чрезмерным интеллектом не приходится. Зато какая, так сказать, энтелехия :) . Фонтаном бьёт! И других -  у в л е к а е т ...
    Громадный высокотехнологичный город ставится на грань гибели ... Если бы не вовремя подоспевший волшебник.
    В реале (в горбачёвщину) волшебник не прилетел. Ни в голубом вертолёте, ни без ...
    В остальном всё вышло как по писаному ( .
     
    Космические штурвалы, гигантские ГЭС, "ЛЭП-500 - непростая линия" и прочее - сами по себе гарантий от того, что люди не пойдут за вчерашними ослами, выряженными в попугайские расцветки, не дают. Увы ( . 
    Настоящий прогресс - это в человеке прогресс.
    Василий Белов и Федор Абрамов, Валентин Распутин и Василий Шукшин, Станислав Куняев и Борис Можаев ... - многие и многие русские писатели писали об этом. 
     Били в набат! 
     Их не услышали.
     Или - заглушили ... 
     Чем? А вы сами легко ответите. Они ж не делись никуда. Самые крепкие здоровьем аж со времён застоя "дежурными по стране" ...
     
PS
     В таком прочтении и следующую часть трилогии Носова (Незнайка на Луне) можно трактовать немного по-другому :) . Не на Луне ни на какой - в Солнечном городе. После успешно завершённой цветной ("пёстро-одёжной" :) ) "революции. Калигула, Брыкун и Пегасик стали олигархами *. А милиционер Свистулькин - полиционером ... И т.д.


*
      Ведь  з а д а т к и-то были :)
      Вчерашняя скотина вполне способна к интеллектуальному прогрессу :) :

"Кроме подвижных игр, Калигула, Брыкун и Пегасик очень быстро освоили и настольные игры, как, например, лото, домино, бильярд, шашки и даже шахматы."

      Впрочем, "интеллектуальный" "прогресс" всё равно будет нести на себе родовой отпечаток:

"Им всем троим по-прежнему казалось странным, что они ходят не на четырех ногах, а на двух. Их все время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. В результате неудовлетворенного желания их начинала грызть тоска, белый свет становился не мил, и все время словно сосало под ложечкой, а от этого хотелось выкинуть какую-нибудь скверную шутку, чтобы и у других на душе сделалось так же нехорошо, как у них. 
[...]
    Театр тоже не избежал новых влияний. Нужно отметить, что большое значение во всем этом деле имела мода. Как только один из самых видных театральных режиссеров нарядился в модный костюм с широченными желто-зелеными брюками и в пестрый беретик с кисточкой, он сейчас же сказал, что театр — это не музей, он не должен отставать от жизни, и если в жизни теперь все делается не так, как надо, то и в театре следует делать все шиворот-навыворот. Если раньше зрители сидели в зале, а актеры играли на сцене, то теперь, наоборот, зрители должны сидеть на сцене, а актеры играть в зрительном зале. Этот режиссер, имя которого, кстати сказать, было Штучкин, так и сделал в своем театре. Поставил на сцене стулья и посадил на них зрителей, но поскольку все зрители не поместились на сцене, он остальную часть публики посадил в зрительном зале, а актеров заставил играть посреди публики. 
— Это даже еще чуднее выйдет! — радовался режиссер Штучкин. — Раньше зрители сидели отдельно и актеры играли отдельно, а теперь актеры прямо среди зрителей будут. 
   Конечно, никакой актер, находясь среди публики, не мог вертеться с такой скоростью, чтоб всем было видно его лицо. Получилось так, что одним было видно только лицо актера, а другим — только затылок. С декорациями тоже получалась какая-то чепуха. Одни зрители видели актеров в декорации, другие не видели ни того, ни другого, так как декорации были повернуты к ним обратной стороной и заслоняли актеров. Чтобы никто не скучал при виде такого неинтересного зрелища, режиссер Штучкин велел нескольким актерам бегать во время представления по залу, обсыпать зрителей разноцветными опилками, бить их по головам хлопушками и надутыми воздухом пузырями. 
    Публике не очень нравились все эти театральные штучки, но режиссер Штучкин сказал, что это как раз хорошо, потому что если раньше хорошим считался спектакль, который нравился зрителям, то теперь, когда все стало наоборот, хорошим надо считать тот спектакль, который не нравится никому. Такие рассуждения никого ни в чем не убедили, и публика часто уходила со спектакля задолго до его окончания. Это не очень расстроило режиссера Штучкина. Он сказал, что придумает какую-нибудь новую штучку и тогда все будут сидеть как пришитые. Он и на самом деле придумал намазать перед началом спектакля все скамейки смолой, чтобы зрители прилипли и не могли уйти. Это помогло, но только на один раз, потому что с тех пор в театр к Штучкину уже никто не ходил."

   Нет. На "Гоголь-центр" я не намекаю, уважаемый читатель :) .
   Это вы сами додумались. Правда?  


Tags: Искусство
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments