waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Category:

Неявное знание ("Muttersprache und Geistesbildung"-2)



   Остановились мы в прошлый раз вот на чём:


Языковая картина мира - это важно. Прежде всего потому, что первоначально мы получаем её готовую - такую, какую накопили предки. Конкретно - родители. (Обратите внимание: там, где в русском переводе заглавия книги - "родная речь", в оригинале - МАТЕРИНСКИЙ ЯЗЫК :) ).  И видим мир - их глазами. Сначала ... Пока "телевизор" со своими "дежурными по стране не влез" ...

Но и тут не всё. Языковая картина влияет на национальную. И обратно:

как раз национальная картина мира - одна из самых устойчивых. ( Именно "национальная", даже не языковая! Где немец будет чинить, там немецкоговорящий, но русский по происхождению, может ограничиться крепкими выражениями и пойти пить водку; а такой же, но буддист ... сядет ждать очередного "перевоплощения" ... Пример, разумеется, чисто условный :) Для иллюстрации. Сравните реакции на одни и те же события говорящих по-русски Штольца и Обломова. Или французский (как родной!) у наполеоновских генералов и немалой части русских дворян в 1812 году; родной-то родной, а какова разница в реакциях :) ! )
    Отсюда, кстати, и чрезвычайная опасность внедрения чужих "словарей" - меняют национальную картину мира! И человек с русским паспортом в кармане де-факто может оказаться с "двойным гражданством". Читай: американско-бандеровской идентичностью вместо русской. Что мы во всей "красе" только что пронаблюдали у столичной "интеллигенции".
"Muttersprache und Geistesbildung"

 
    Нечто подобное есть в философии науки.
    Неявное знание.
    Знание, которого в книгах/учебниках не прочесть.
     Оно берётся "вместе с воздухом".
     Либо - НЕ берётся.
     Когда воздух - другой ...




НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
— информация, используемая в практической и познавательной (в том числе научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционального оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, так сказать, «из рук в руки». Согласно современной философии науки, любая научная теория (втом числе формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее «когнитивного бессознательного». Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний — частью еще более широкой и неопределенной реальности — интертекста.
Философия науки: Словарь основных терминов.
http://philosophy_of_science.academic.ru/249/НЕЯВНОЕ


В научном познании явное, артикулированное знание выступает как знание интерперсональное, оно представлено в научных гипотезах, теориях, теоретических моделях, экспериментальных законах и т.д. Однако, как считает Полани, артикуляция всегда остается неполной по отношению к знанию. Поэтому прогресс науки невозможен без неявного личностного знания, которое латентно содержится в индивидуальном опыте исследователей — в их искусстве экспериментирования, диагностики, мастерстве владения теоретическими методами и т.д. Это неартикулированное «молчаливое» знание не излагается в учебниках и пособиях, его нельзя обнаружить в научных монографиях и журнальных статьях, оно передается либо в ходе непосредственных личных контактов ученых, либо в процессе совместных экспериментальных исследований. Концепция Полани была выдвинута в качестве альтернативы «фундаменталистским» теориям познания (логический эмпиризм, марксизм и т.д.), полностью исключавшим наличие врожденных, неосознаваемых и нерефлектируемых форм знания. Она получила частичное подтверждение в ходе дальнейших когнитивных исследований.
Философия. Энциклопедический словарь.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/818/НЕЯВНОЕ


Известный химик и философ М.Полани убедительно показал в конце 50-х годов нашего века, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т.е. выразить в языке. "То большое количество учебного времени, - писал он, - которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Из сказанного можно сделать вывод, что в самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно". Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями. Ценностные ориентации можно смело причислить к их числу.

Итак, традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Об этих последних мы еще поговорим более подробно. А сейчас важно то, что признание неявного знания очень сильно усложняет и обогащает нашу картину традиционности науки. Учитывать надо не только ценности, как это делает Кун, но и многое, многое другое. Что бы ни делал ученый, ставя эксперимент или излагая его результаты, читая лекции или участвуя в научной дискуссии, он, часто сам того не желая, демонстрирует образцы, которые, как невидимый вирус, "заражают" окружающих.

Вводя в рассмотрение неявное знание и соответствующие неявные традиции, мы попадаем в сложный и мало исследованный мир, в мир, где живет наш язык и научная терминология, где передаются от поколения к поколению логические формы мышления и его базовые категориальные структуры, где удерживаются своими корнями так называемый здравый смысл и научная интуиция. Очевидно, что родной язык мы усваиваем не по словарям и не по грамматикам. В такой же степени можно быть вполне логичным в своих рассуждениях, никогда не открывая учебник логики. А где мы заимствуем наши категориальные представления? Ведь уже ребенок постоянно задает свой знаменитый вопрос "почему?", хотя никто не читал ему специального курса лекций о причинности. Все это - мир неявного знания. Историки и культурологи часто используют термин "менталитет" для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний и тем не менее существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания и от других сфер культуры, но тесно связанный с менталитетом эпохи.
В.С. Степин, В.Г. Горохов. Философия науки и техники.
Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций.

http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch11_i.html


ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ – категориальная оппозиция, играющая существенную роль в философско-методологической концепции М.Полани. Познавательный интерес может быть сосредоточен на целостности объекта либо на его структурных элементах. В первом случае знание об объекте и его функциях выступает как центральное (focal), или явное, а знание об элементах – как периферическое, или неявное, подразумеваемое (tacit). Во втором случае явное знание и неявное знание меняются ролями. В зависимости от преобладания того или иного подхода познающему субъекту приходится жертвовать либо смыслом целого, либо смыслом отдельных элементов. Синтетическое познание выступает как единство или дополнительность обоих познавательных отношений.
Явное знание выражается вербально и в логически эксплицируемых формах, оно носит безличностный характер, т.е. не несет на себе никаких следов субъективности. Явное знание представляет собой информацию, которая воспринимается и осознается одинаково всеми субъектами, которым известны ее семантика, правила образования и преобразования. Средствами трансляции явного знания являются стандартные и воспроизводимые каналы информации: печатные издания, таблицы, диаграммы, компьютерные программы и т.п. В отличие от явного неявное знание не может быть полностью вербализовано, не допускает полной экстериоризации и может быть неосознанным. Однако не следует отождествлять его с бессознательным: если неявное знание используется для понимания того, что в данный момент находится в центре внимания познающего субъекта, оно до известной степени осознается. Неявное знание формируется в зависимости от личностных особенностей человека и транслируется вне стандартных каналов информации через личностный контакт с использованием остенсивных определений.
Неявное знание применяется человеком не только в практике повседневной жизни, где оно выступает в виде навыков, умений, профессиональных автоматизмов, но и в научно-исследовательской деятельности. Если содержание научных теорий и программ может быть представлено в значительной мере как явное знание, то предпосылки научно-исследовательской деятельности по существу являются убеждениями ученых и не могут быть выражены в логически артикулированных терминах. Процессы научного исследования представляют собой особое искусство, передаваемое и наследуемое благодаря непосредственному общению ученых в рамках научных школ, т.е. коллективов, объединенных общим стилем мышления, исследовательской парадигмой, системой «нормативных верований».
Развитие науки, согласно Полани, происходит прежде всего как расширение области неявного знания, только часть которого попадает в фокус исследовательского внимания и преобразуется в явное знание. Наука, как и отдельная личность, всегда знает больше, чем в состоянии сказать о своем знании; однако именно этот «избыток» является основой ее продуктивного развития. Неявное знание имеет личностный характер, зависит от эмоций, пристрастий, предпочтений субъекта. Оно определяет специфику понимания, уяснения смысла научных терминов, их предметного значения. Поэтому термины и суждения науки раскрывают свое значение только в контексте (социальном, культурном, социально-психологическом). Неявное знание содержится даже в логических выводах, которые поэтому не могут быть полностью формализованы.
Наличие неявного знания и его определяющая роль в развитии науки являются контраргументом против идеи рациональной реконструкции истории науки. Согласно Полани, роль методологических исследований и программ обоснования научного знания в философии науки сильно преувеличена, поскольку ни принятие научных теорий, ни их отвержение не могут быть объяснены чисто рациональными процедурами, напр. такими, как верификация и фальсификация, но вытекают из наличия или отсутствия доверия ученого к неэксплицируемым предпосылкам научной работы, к авторитету лидеров. Такая трактовка знания и способов его оценки в науке вызвала критику со стороны «критических рационалистов» (напр., И.Лакатоса), но была поддержана сторонниками «исторического» направления в философии науки (С.Тулмин, П.Фейерабенд, Т.Кун), пытавшимися расширить понятие «научная рациональность» за счет включения в него философских, историко-научных и социокультурных компонентов.

Литература:
Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985;
Смирнова Н.М. Теоретико-познавательная концепция М.Полани. – «ВФ», 1986, № 2.
В.Н.Порус
Новая философская энциклопедия
http://iphras.ru/elib/3609.html


   Не только для науки верно.
   А может и не столько :)
   Любая развитая идейная система наверняка окружена таким же ореолом неявного знания.
    При попадании на ДРУГУЮ почву она неизбежно столкнётся с другим массивом неявного знания. Даже записанное прочтут (и поймут!) немножко не так. 

   Иногда и не немножко :)

    Выйдет интерференция.
    
    Чем шире пойдет в массы на новом месте идейная система, тем больше будет и встречный, вместе с новообращёнными, приток неявного знания ...
    Чем больше толща этого, накопленного на месте, неявного знания, тем интерференция с вновь внедрившейся идейной системой будет заметнее.


Tags: Теория и практика
Subscribe

Posts from This Journal “Теория и практика” Tag

  • в калифорниях

    Раньше все СМИ отвлекали  нас на ложную цель: сократить рождаемость в эфиопиях. А надо сокращать потребление в калифорниях. Ходить бывает склизко…

  • К пониманию диаспор :)

    “Черты эусоциальности могли развиться у этих папоротников вдали от почвы, высоко на деревьях, где преодолевать дефицит воды и питательных веществ…

  • Из ненаписанной политэкономии: «хорватский сценарий»

    Об откате Армении на мировую периферию за три постсоветских десятилетия пишет и Георгий Дерлугьян, который в схожей системе координат дает ответ на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments