waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Как Слово становится Силой



   Обменивался тут мыслями с френдом. "По вопросам теории и практики". И вспомнил старое ...
{ Из заметок января 2013}


Как Слово становится Силой




"Вернадский подходил к искусству как естествоиспытатель подходит к природному явлению, стремясь вскрыть его неявную, глубокую сущность, его место в "гармонии мира".

Очень показательно в этом отношении его толкование одной из наиболее знаменитых картин Альбрехта Дюрера. Ее он видел, нет, точнее изучал, осмысливал, посещая мюнхенскую пинакотеку. Картина Дюрера, о которой подробно написал Вернадский, называется "Четыре апостола". Иногда пишут: "Четыре евангелиста". Однако ни то ни другое название не точно: на картине изображены три апостола (то есть ученика и последователя легендарного Исуса Христа) и один евангелист (то есть пересказчик учения Христа).

До сих пор знатоки по-разному оценивают содержание картины. Так искусствовед М. Хамель видел в ней "сверхчеловеческие типы, высшее проявление простоты и величия". По мнению историка искусств С. Рейнака, картина преследует целью "вернуть христианство на прежний путь" (картина писалась во время религиозных распрей и Реформации в Германии).

Иначе оценивал смысл работы Дюрера его друг Нейдерфер (кстати, его рукой были каллиграфически выписаны на картине слова из писания, предостерегающие людей от веры в лжепророков). Согласно толкованию Нейдерфера, Дюрер изобразил четыре обобщенных человеческих темперамента: сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Вернадский увидел картину Дюрера по-своему. Невозможно утверждать, что он ее понял в полном соответствии с замыслом автора. Главное  -- он понял ее глубоко, интересно, как истинный мыслитель.

Апостола Иоанна (он стоит слева, держа в руке раскрытую книгу, и внимательно, спокойно ее читает) Вернадский считает образом религиозного мыслителя, искреннего искателя правды. Рядом с Иоанном стоит апостол Петр (он держит в руке ключ от царства небесного и напряженно, как бы силясь что-то понять, также заглядывает в раскрытую книгу). "Он в конкретных словах разъяснит то, что говорил другой, то, к чему мчалась мысль и чувство другого, более глубоко понимающего человека. Он не поймет его, исказит его, но именно потому его поймут массы..."

Справа  -- два других лица. "... Это уже не мысль, а рука  -- это деятели. Один гневно смотрит кругом  -- он готов биться за правду. Он не пощадит врага, если только враг не перейдет на его сторону. Для распространения и силы своих идей он хочет и власти, он способен вести толпу..." (Возможно, в этом случае Вернадский не учел одну деталь: Дюрер написал евангелиста Марка  -- не апостола!  -- то есть толкователя и "вульгаризатора" учения, горящего желанием внедрить его в массы, чего бы это ни стоило.) "А рядом, рядом фанатическое зверское лицо четвертого апостола. Это мелкий деятель. Это не организатор, а исполнитель. Он не рассуждает, он горячо, резко, беспощадно-узко идет за эту идею" (Действительно, апостол Павел изображен с мечом в одной руке и  -- очень важно!  -- с огромным закрытым фолиантом в другой, правда, современники Дюрера думали, что этот образ олицетворяет меланхолического гения.)

"И вот в этих четырех деятелях  -- в этих четырех фигурах распространителей христианства  -- мощный ум Дюрера выразил ее, многоликую истину. Мечтатель и чистый, глубокий философ ищет и бьется за правду. От него является посредником более осязательный, но более низменный ученик. Он соединил новое со старым. И вот старыми средствами вводит это новое третий апостол  -- политик, а четвертый является уже совсем низменным выразителем толпы и ее средств. Но он самый понятный и (фактически) самый сильный, Едва лишь может быть узнана мысль первого в оболочке четвертого..."

Вернадский, глядя на картину, мысленно охватывал не только то исторически сложное время, когда она создавалась, не только очевидную религиозную идею, но глубокую трагедию человеческой истории, величие мощных движений человеческих масс и светлых стремлений отдельных искателей истины."
( Вернадский - жизнь, мысль, бессмертие.
 Рудольф Баландин.
http://www.litmir.net/br/?b=123924&p=27 )

=======
vaspono:
"Выбрать" кто лучше из этих 4-х нельзя. Как нельзя выбрать из года одно время из четырёх. Они есть все. Все и будут.
У каждой большой Идеи будут такие Четыре апостола.
Это может нам нравиться.
Может - нет.
Но так есть. И будет.
====
    Теперь возвращаемся в 2015 год :)
    Это ведь действительно не про христианство только. 
    Про любое большое общественное движение. 
    Социалистическое - не исключением здесь.
     При всей важности теории - ошибки будут. Жизнь сложнее теорий.
     Ошибки исправить можно ... *
     Важно наличие воли. 
     Что-то делать.
 
   
*
    Главное дело состоит здесь в том, чтобы проявить мужество признать свои ошибки и найти в себе силы ликвидировать их в кратчайший срок. Боязнь признать свои ошибки после упоения недавними успехами, боязнь самокритики, нежелание исправить ошибки быстро и решительно - в этом главная трудность. 
(И.В. Сталин. т.12 стр.213.)

Tags: Теория и практика
Subscribe

  • Тиражи и типажи

    Газета «Новый путь» — одно из немецких периодических изданий на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны, многополосная…

  • Всехдоставший

    «как он всех достал

  • Рассказ подрывнику

    Важной частью революционных технологий является организация утраты доверия теми, кого предполагается свергать. "У Царицы прямой провод в Берлин,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment