waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

"сумуємо"



    "Украинская" "наука" понесла тяжёлую утрату. Ушла из жизни одна "із найвизначніших інтелектуальних постатей сучасності". "Постать" творила в Москве, но была "щирим приятелем України". Этим многое сказано. 
    Ниже кусочек творчества "постати":



Від Редакції. Учора в Москві пішов з життя Боріс Дубін, найкращий взірець російського інтелектуала, геніальний перекладач, вдумливий соціолог та аналітик політичних і культурних процесів. 9 серпня Historians.in.ua отримала від Бориса Володимировича статтю, яку пропонуємо Вашій увазі сьогодні, із припискою: «Я буду рад, если текст про рейтинги появится у Вас на сайте, тем более что его печатная судьба в России – для меня вопрос  (вот ведь, четверть века себя такого вопроса не задавал)». Ми висловлюємо найщиріші  співчуття рідним та близьким Боріса Дубіна й сумуємо за однією із найвизначніших інтелектуальних постатей сучасності, світлою і доброю людиною, та щирим приятелем України.
[...]
Аннексия и намерения ее продолжать (и не только на территории Украины – ср. Приднестровье и любая другая территория, где русские заявят о притеснениях;  свыше 40% россиян в июле согласились, что Россия имеет на право на подобные действия, еще столько же признали, что формального права она не имеет, но с Крымом поступила правильно) была подана массмедиа и принята более чем 80% российского населения как возвращение России к исконной роли великой, мощной в военном отношении державы (империи), «собирательницы земель» и т.п.  Кроме того, был сделан упор на спасение «наших», русских, которых притесняют и угнетают другие. Ими выступили, прежде всего,  украинцы, чье государство было признано незаконным и неполноценным. Сами они  были наделены статусом абсолютных чужаков, названы националистами (характерный пример вытеснения, переноса желаемого, но недоступного или неразрешенного для себя – на других), а потом и бандеровцами, даже фашистами8, чего не делалось даже во времена холодной войны и в позднесоветской пропаганде. Этим было подчеркнуто, что «они» – вообще не самостоятельные существа, а своего рода куклы или зомби (опять перенос с себя на других, смещенная месть другим за собственную несвободу), «марионетки Запада».
    Дело этих чужаков – незаконное, античеловеческое, злое, и у них – вот не это ли главное? – все равно ничего хорошего и доброго не получится. «Мы» же остаемся «все в белом»: 86% россиян сочли законным референдум в Крыму, 77% - в Донбассе. Почти 70% в июле согласились, что Россия была вынуждена ввести войска в Крым, и т.п. 75% в августе считают, что Россия не несет ответственности за кровопролитие и гибель людей на востоке Украины. Подчеркну важнейшее обстоятельство: «Украина» в этих и подобных им рассуждениях – это, конечно же, не реальная страна с реальными людьми, культурой, историей, а смещенная проекция собственных напряжений и дефицитов россиян, фигура вытеснения и переноса внутренних конфликтов, не признанных и не выговоренных. Нынешнее отношение большинства россиян к Украине – знак отказа думать о российских проблемах, их решать. Если сказать коротко, выражение собственного бессилия.
     Фактически всем этим был признан символический разрыв с Западом; к тому же, по мере реагирования Запада на украинские события и с началом введения западных экономических санкций,  устойчивые стереотипы «враждебного окружения», «России в осаде» и т.п. как будто бы стали, с точки зрения большинства россиян, получать  подтверждение (это «рифмуется» с преобладающим среди россиян мнением, что в происходящем на востоке Украины повинен именно Запад, он теперь, получается, вдвойне «виноват» – и принес войну на Украину, и угрожает войной России).  «Симметричный ответ» Путина и правительства на санкции в августе 2014-го делает упомянутый разрыв уже отнюдь не только символическим.



   Проблема, как Вы понимаете, уважаемый читатель, не в этой конкретной "постати". Которая, живя и получая средства к существованию в столице России, сохранила удивительно отстранённый взгляд на нашу Родину. Сию персону более всего "разрыв с Западом" беспокоит, а не судьба русского народа. "Щирий приятель" она была народам совсем другим. По отношению к нашему (при внешне "нейтральном" академизме) занята позиция "чужака" = чужого наблюдателя. ВРАЖДЕБНАЯ позиция - "знак отказа думать о российских проблемах" :)
    
    Главная беда в том, что эта "постать" далеко не одна.
    Вот по этому поводу мы действительно - "сумуємо" :) 
    Отдельно от "України", разумеется.

Tags: Мы и Другие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments