waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Category:

"Горцы после гор"



( продолжаю отсюда - "Архаизация общества в период социальных трансформаций" - http://waspono.livejournal.com/144684.html )

{ Повторю конечный вывод с прошлого раза: }

   В общем "Тува далеко - Тува рядом!" (читать на мотив "Куба далеко, Куба рядом!") :) . В том смысле, что не тувинский феномен только.
    Дорожный каток глобализаторов-реформаторов предполагал раскатать отдельные общества в асфальт. А они стали сопротивляться. Усилением этнической сплочённости. И НЕрыночных внутренних связей ...
    Это даже не то что не тувинская, даже не только российская (времён ельциночубайсовщины) специфика!
    Разве эпоха резких модернизаций в истории человечества первая?
    Отнюдь!
    На каждую такую эпоху этносы, существовавшие тогда, вероятно, чем-то похожим на "тувинскую" архаизацию и отвечали. Кто сумел ... Кто не сумел - в археологических музеях.
     В итоге получились сверхсплочённые этнические общности. Существующие иногда и тысячи лет ("Нити Истории" - http://vaspono.livejournal.com/708046.html - как ядро общностей). 
    Прекрасно уживающиеся и с рынком/товаром и с самыми наисовременными технологиями.
    
    В этом смысле архаизацию в пору в кавычки брать :)
    Если она обеспечила прогресс и выживание конкретным народам.
    С их точки зрения она вполне себе прогресс :)


     А вот нашлось нечто сходное на другой окраине бывшей Российской Империи:




Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб., 2011.

Колонизация — это не просто кто-то к кому-то подселился, это некто поселился на новом месте с намерением полновесно (как он это понимает и что способен реализовать) организовать собственную жизнь, одновременно переиначив жизнь тех, кто жил до него на этой земле очень часто по отличным правилам. Поэтому в известном смысле внутренняя колонизация может оказаться насилием. И вряд ли возможно от оного уйти, даже если мигранты не преследуют цели принести вместе с собой зло аборигенам или тем, кто обжился на конкретной земле раньше них.
[...]
В определенных формах общинность воспроизводится среди переселенцев. В этом нет неожиданного. Потребность выживания в новых условиях требует сплоченности, коллективистской мобилизации. Так было в период переселения значительных масс русского населения в Сибирь, так происходило практически при всех вариантах миграций сколь-либо значительных групп людей одной культуры, выходцев из одной местности, в другую местность, страну, на другой континент. В свою очередь, и принимающая сторона едва ли не в каждом конкретном случае воспринимает мигрантов как группу или группы, и это требует соответствующего «ответа» от последних. Так, в Малой Арешевке в свое время образовался «Даргин-аул», а в последние годы появилась «Цунтинская улица». Они формировались и комплектуются выходцами из разных селений (читай — общин) — горных даргинских, а также Цунтинского и Цумадинского районов, соответственно, что не мешает им приобретать черты и формы общинных (с оговоркой на надлежащую для подобных случаев функциональную ограниченность) структур. Это закономерно. И если в горах функциональность общин продолжает сокращаться (а данный процесс начался еще в эпоху имамата Шамиля и в дальнейшем неизменно протекал в тех или иных формах), то среди переселенцев общинность формируется заново, но в очевидно усеченном варианте. Апелляции к «традиционной» общине ни в одном, ни в другом случае не обоснованы, так как ныне существующие общинные структуры, равно как и их члены, лишены прав на основную собственность — на землю, которая делала общину полифункциональной целостностью с обозначением позиции и роли для каждого своего члена. Однако невозможность возвращения в современных условиях к «традиционной» общине не отрицает жизнеспособности ряда отдельных важных принципов общинности, что мы и наблюдаем как в горах, так и среди переселенцев.


    Этнические общины могут раствориться в большом народе.
    А могут и нет. Проделают пересборку своих внутриобщинных связей и приобретают устойчивость. На сотни лет. На тысячи!
    Вот, например, "единоверцы" одного из лидеров русских нацдемов уже тысячу лет "растворяются" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Парсы ) :) Даже язык сменить успели ... А община цела! Кстати, одна из самых экономически мощных общин в Индии. Экономически. Не численно.
    Пример, как Вы, наверное, знаете, уважаемый читатель, не единичный. Далеко не ...
    Над этим следует задуматься ...

Tags: Теория и практика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments