waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

В тени Лефорта ("Min Heir")

Оригинал взят у ilion_skiv в С.А. Нефедов Происхождение "регулярного государства" Петра Великого






   ( Продолжаю отсюда - http://waspono.livejournal.com/119229.html )

    Работа Нефёдова совсем не об этом. И мы ещё вернёмся к её главной теме. А пока рассмотрим, так сказать, "боковой" сюжет. Сам по себе достойный внимания:


    Помимо пирушек и потешных маневров у Петра была еще одна всепоглощающая страсть: парусные корабли. Все началось с найденного в сарае английского ботика, но затем увлечение разрослось до такой степени, что Петр превратился в плотника и вместе с дюжиной помощников стал строить фрегаты на Переславском озере. "Действительно, как так получилось, что море и корабли заняли особое место в жизни этого человека, все предки которого родились и умерли, видя перед собой лишь всхолмленные просторы Великорусской равнины?" - удивляется Е. В. Анисимов. В самом деле, этот вопрос - едва ли не главный в истории реформ Петра, и в поисках ответа нужно присмотреться к окружению царя, то есть к "Всепьянейшему собору".

    Люди постарше и посолиднее стремились избегать этой буйной компании, поэтому может показаться странным присутствие в ней пятидесятилетнего дипломата, инженера и ученого - Андрея Андреевича Виниуса. Как показали недавние исследования, этот человек сыграл особую и до сих пор недооцененную роль в истории Петра Великого. Андрей Виниус был сыном знаменитого основателя тульских заводов; он получил превосходное образование, знал шесть языков, служил в Посольском приказе и с дипломатическими миссиями объездил почти всю Европу. Помимо его собственного происхождения из известного купеческого рода, Виниус приходился родственником одному из самых богатых голландских купцов, Николаасу Витсену, бургомистру Амстердама, представителю Голландии в Генеральных штатах и президенту Ост-Индской компании. С 1665 г., когда Витсен приехал в Россию в составе нидерландского посольства, Виниус и Витсен поддерживали тесные деловые связи. 
[...]
   Однако главный интерес голландцев касался не Сибири, а вопроса об освоении торгового пути по Волге через Каспийское море, в Персию. Основным товаром Персии был шелк-сырец, который обычно вывозили в Европу через турецкие порты. Османские султаны собирали в этих портах пошлину, равную цене товара, поэтому освоение дороги через Россию казалось купцам более выгодным вариантом. 
[...]
    В 1672 г. Виниус был направлен в Европу со специальным посланием царя, призывающим к созданию антитурецкой коалиции и к прекращению, ради этой "высшей" цели, войны между Францией и Голландией. Фактически это означало оказание дипломатической поддержки Голландии, которая подверглась нападению французской армии. Во время этой поездки Виниус встречался с Витсеном и с руководителями республики Соединенных провинций. Через год после возвращения Виниус встречал в Москве Кунрада ван Кленка, приехавшего в Россию в качестве голландского посла. Задачей ван Кленка было добиться помощи путем вовлечения России в войну с союзником Франции, Швецией. В случае вступления в войну Россия могла бы приобрести Нарву, Ивангород и Нотебург - ключевые пункты "шелкового пути". Кроме того, ван Кленк предложил царю Алексею проект организации совместной русско-голландско-персидской торговли шелком, который предполагал свободный провоз голландцами своих товаров вплоть до Астрахани. Реализация этого проекта, по оценке ван Кленка, могла дать голландским купцам несколько миллионов рейхсталеров в год. Чтобы добиться своих целей, ван Кленк через посредство Виниуса предлагал главе Посольского приказа А. С. Матвееву богатые подарки. Если учесть, что в то время все годовые доходы русского правительства составляли примерно 2 млн. рейхсталеров, то становятся понятными как грандиозные масштабы "каспийского проекта", так и горячая заинтересованность всех причастных к нему лиц
[...]
    Голландцы продолжали попытки реализовать "каспийский проект", и в начале 1690 г. Витсен прислал царю подробный план организации торговли с Персией и Китаем через территорию России. Как и раньше, речь шла о том, чтобы предоставить голландцам право свободного транзита, но в торговле должны были участвовать и русские купцы, которые становились членами голландских торговых компаний. В случае успеха этого проекта Витсен обещал перевести на каспийский транзитный маршрут всю азиатскую торговлю Ост-Индской компании.
[...]
    У Виниуса была обширная библиотека, состоявшая по большей части из голландских и немецких книг. Петру особенно понравилась книга об истории мореплавания и судостроения, автором которой опять же был Витсен. Виниус переводил для царя эту книгу, а потом по просьбе Петра стал учить его голландскому языку. Молодой царь не имел учителей, достойных этого имени, и Виниус постепенно утвердился в роли наставника. Он учил Петра голландскому языку и, конечно, в процессе обучения рассказывал о Голландии, о мореплавании, о европейской политике. Опытные учителя могут формировать мировоззрение своих учеников. Как известно, Александр I был обязан своему воспитателю, республиканцу Ф. Лагарпу, "всем, кроме своего рождения", а Николай I стал дисциплинированным кадетом под руководством своего учителя, генерала М. И. Ламздорфа. Какие цели преследовал Виниус? Конечно, на первом месте стояли интересы голландской торговли - в особенности судьба грандиозного "каспийского проекта".
[...]
Очевидно, Витсен и Виниус использовали увлечение царя плаванием под парусами, чтобы возбудить в Петре любовь к морю, к океанским кораблям и к далекой стране мореходов и купцов. Петр еще не видел моря и не успел побывать в Голландии, но летом 1692 г. он несколько дней праздновал победу голландцев и англичан над французским флотом в сражении у мыса Ла-Хог. Эта победа вызвала у Петра такой энтузиазм, что он порывался отправиться в Голландию, чтобы служить под командой Вильгельма III, и приказал своему Переславскому "флоту" салютовать в честь голландского штатгальтера.
    Все эти поступки вызывали немалое удивление иностранных послов - ведь Россия не числилась среди союзников Голландии в этой войне. Действительно, по какой причине Петр стал праздновать морские победы Вильгельма III, подписываться по-голландски ("Piter") и по-голландски обращаться к своим друзьям ("Min Heir")? При том, что его ближайшие друзья, Гордон и Лефорт, не были ни голландцами, ни моряками, а Гордон был прямым врагом Вильгельма III и панически боялся моря? Да и Лефорт лишь с трудом переносил морские "забавы" Петра. В 1693 г. Петр вместе с Виниусом (и другими членами "компании") отправился в Архангельск, чтобы посмотреть на знаменитые голландские "флейты" и фрегаты. Через посредство Виниуса и Витсена он заказал один фрегат и в следующем году снова поехал в Астрахань, чтобы встретить его. На этом фрегате был впервые поднят российский морской флаг - такой же, как голландский, лишь с изменением порядка цветов. Зачем был нужен этот корабль? Оказывается, Петр собирался искать морской путь в Китай и Индию через Северный океан - как это предлагалось в проекте Витсена. Однако трудности северного мореплавания были очевидны (Петр едва не погиб во время шторма), и следующим заказом Петра Витсену была галера. Почему именно галера - ведь Петр мечтал о парусных кораблях? Как предлагал Виниус еще в 1668 г., галеры нужны были для того, чтобы плавать за шелком в Персию и, если удастся, подняться до Индии по какой-то неведомой реке. Стараниями Виниуса и Витсена Петр одобрил "каспийский проект": по образцу голландской галеры в Дединове на Оке предполагалось построить целый галерный флот, который вместе с парусными галиотами займется транспортировкой персидского шелка. Петр намеревался самолично участвовать в экспедиции на Каспийское море 70. Однако на деле поиски "реки в Индию" были отложены до 1710-х годов, а персидский поход Петра I состоялся лишь через 28 лет.
[...]
    Некоторые авторы называют Виниуса "идеологом" при молодом Петре. Переписка Петра и Виниуса во время Азовских походов и позже, в период Великого посольства, красноречиво говорит о характере их отношений. Петр пишет Виниусу намного чаще, чем другим лицам, и пишет по-дружески, как равному. Интересно, что в их переписке 1694 - 1695 гг. часто встречаются аллегории на темы греко-римской мифологии - явление совершенно нетипичное для русской культуры того времени. Возникает естественный вопрос: кто, если не Виниус, в свое время переводивший басни Эзопа, мог научить молодого царя изъясняться таким языком?
[...]
    Экспедиции на Каспийское море и на поиски "реки в Индию" отправлялись одна за другой, а в 1719 г. была отправлена первая экспедиция для разыскания морского пути в Китай. Прорубив окно на Балтику и заключив мир со шведами, Петр приступил к реализации "каспийского проекта". В 1723 г. он направил войска в Персию и захватил "шелковую" провинцию Гилян. Голландским купцам было направлено приглашение открыть шелковую торговлю через Россию и обещана "всякая возможная помощь". Разрабатывались планы завоевания Закавказья, организовывались новые экспедиции по поиску дороги в Индию. "Петр был полон оптимизма, он считал, что стоит у ворот сокровищницы Азии".
    Однако внезапно все кончилось. 28 января 1725 года Петр Великий умер.


    Позволим себе немного конспирологии :)
    К моменту смерти Петра Великого в серии англо-голландских войн Альбион Соединённые Провинции с первых ролей в мире уже оттёр. Но уж наверное никаких конкурентов на Востоке британцы видеть не желали. Ни голландцев, ни русских, ни тех и других вместе ...


 Те государи, которые развивали флот, у них очень часто возникали проблемы со здоровьем, и они безвременно покидали наш мир. Либо от странных болезней, либо в результате дворцовых переворотов и заговоров, которые удивительным образом совпадали с ситуациями, в которых России оставалось шаг, полшага до новых стратегических побед. После смерти Петра, например, которая была очень скоропостижной (мне кажется, что она во многом произошла не в силу естественных причин), Россия прошла через череду дворцовых переворотов и была надолго отброшена назад.
[...]
Петр Первый рубил не просто окна в Европу, куда-то в абстрактную Европу. Он получал выходы на побережье, где можно было строить флот, развивать торговлю, и как сухопутная держава он уже начинал бросать вызов морским державам того времени – Великобритании, Швеции. 
(Н.Стариков. Взлеты и падения Империи
http://dynacon.ru/content/articles/2070/ )
Tags: Прошлое не исчезает
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments