waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Categories:

К теме «ВОР/ODD»



… а закончили мы в этой теме в прошлый раз вот чем:


Новое поколение, вступающее в жизнь. Что называется, «рожки режутся» :) . И хочется бодаться. Это прёт изнутри. Помимо мозгов …

Правильная социализация придёт.

На самом деле «вызывающее оппозиционное расстройство» - не обязательство «расстройство» в строгом смысле этого слова. Это только чрезмерное проявление (патология) процесса в основе своей совершенно нормального, в психологии давно и хорошо проработанного:

«Сепарация» — термин, означающий отделение от родителей и превращение в самостоятельного и самодостаточного взрослого человека. Этот путь начинается с отъединения от материнского тела в день родов и заканчивается эмоциональной независимостью. Но часто мы путаем сепарацию с одной из ее стадий — подростковым бунтом.

[…]
«Подростковый бунт» — это период в жизни подростка, когда его поведение со стороны кажется неуправляемым: резкие перепады настроения, непослушание, раздражительность и отрицание, эксперименты с внешностью, экзотические увлечения и громкие заявления. В этом поведении проявляется намеренное отрицание правил, норм и авторитетов: молодой человек прощается со старой детской идентичностью и осмысливает себя как отдельную личность на пороге взросления, более независимую, с собственными взглядами, убеждениями, социальным кругом.

Бунт может быть связан с разными причинами:

— с поиском новой идентичности;
— с попыткой стать более независимым и отстоять право на самостоятельность;
— с желанием взять контроль над своей жизнью в собственные руки;
— со стремлением к тому, чтобы быть принятым своей социальной группой (это важно для любого человека, но подростки особенно чувствительны и зависимы от внешнего принятия и одобрения со стороны значимых для себя людей);
— с желанием внимания и одобрения (да, иногда таким образом люди пытаются добиться того, чтобы их заметили).
[…]
сепарация — это именно психологический процесс перехода в новое состояние. Он включает в себя укрепление собственной идентичности и самоопределение.
[…]
На самом деле процесс отделения от родителей стартует задолго до подросткового возраста: начиная с физического отделения от материнского тела при рождении. Сепарация проходит несколько этапов:
— от 1 до 3 лет ребенок осваивает самостоятельные действия: передвижение (сначала ползает, потом встает и делает первые шаги), прием пищи. К трем годам биологическая сепарация завершается;
— около 3 лет у ребенка начинает появляться осознание себя отдельным человеком. В этот период ребенок активно исследует родительские границы: много говорит «нет» и «не буду», проявляет своеволие и упрямство, а также пытается деспотично помыкать взрослыми и вынуждать их делать всё, что потребует;
— в дошкольном возрасте и младшей школе у ребенка появляется всё больше пространства, отдельного от родителей: интересы, игры, занятия, а со временем — и новые ролевые модели. Появляются новые отношения и социальные роли в саду или развивающих кружках, в школе или с друзьями во дворе. Чем старше ребенок, тем больше он проявляет самостоятельность и отстаивает право на собственную жизнь: сам передвигается по городу, выбирает себе занятия по душе и отказывается от того, что предлагают родители;
— тот самый подростковый бунт.
Но сепарация не заканчивается с достижением паспортного совершеннолетия: впереди у молодого человека опыт самостоятельной жизни. На этом этапе (который может и затянуться) человек сталкивается с разными аспектами сепарации:
— эмоциональный (право испытывать и выражать чувства, даже если они не одобряются окружающими или не совпадают с их ожиданиями, а также способность понимать и регулировать свое эмоциональное состояние);
— материальный и функциональный (способность обеспечивать себя, организовывать собственную жизнь, нести ответственность за свои решения);
— ценностный (собственная картина мира — эта стадия может длиться и после совершеннолетия: например, кризис среднего возраста в том числе связан с переоценкой ценностей и установок).
Человек, завершивший сепарацию, осознает себя как самодостаточную единицу и может существовать отдельно.
https://knife.media/teen-riot/

Сепарация - это ещё не конец.
Если бы конец, то на месте реально существующих народов мы наблюдали бы механическую сумму … враждующих (все против всех) «робинзонов». Да и наблюдали бы, скорее всего, лишь в виде палеонтологических местонахождений :)( : давно бы перебили друг друга до степени ископаемых останков.
Но не наблюдаем ведь?
Да.
Потому что стадия сепарации неизбежно сменяется стадией социализации - отсепарировавшаяся по самое некуда личность встраивается в новую сетку социальных связей (если только она не выбрала путь отшельника/стольника/пустынника :) ).

То самое «жить в обществе и быть свободным от общества - нельзя» :) .

Даже у самых распервобытных племён это оформлено обрядами иницициации. Нет, не в «вампирском» смысле ( :) ), а в качестве испытания: «Взрослый - докажи!». Иногда довольно жёсткого/жестокого испытания …
Но и у самых суперсовременных народов то же (пусть и помягче [а так ли хорошо это «помягче»? тоже, знаете ли, тема :) : легко полученное и цениться будет … недорого; но про это - не сегодня … ]) - предоставление определённого объёма прав с достижением определённого возраста ( 6+ , 12+ , 18+ и т. д. ). И сверх того: система экзаменов/дипломов/аттестатов и проч. Права идут «в пакете» с обязанностями (когда тут разрыв [права у ж е дали, а обязанностей е щ ё не возложили] - это чревато серьёзными потрясениями для общества: «дети со спичками без понимания опасности пожара»).

Так народ пополняется новым поколением.
Где процедура этого пополнения проработана лучше, там история у народа - длиннее.
Где нет - остаётся только … справочник этнографа. С перечнем прежде существовавших на этой земле «языцей».


Tags: Теория и практика
Subscribe

Posts from This Journal “Теория и практика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments