waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Categories:

Горючий материал (ВОР/ODD)


Вызывающее оппозиционное расстройство – поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противостоянием, неповиновением в отношении авторитарности окружающих. Основные симптомы: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, озлобленность, мстительность, пренебрежение правилами поведения, стремление раздражать, задирать, обвинять других людей.
[…]
Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – нормальное проявление кризисов развития. У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у ребенка 7 лет – право самостоятельно делать выбор, выстраивать отношения, у подростка 13 лет – стремление к эмансипации, отделению от родителей. Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к проблемам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства.
[…]
Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является характеристикой возраста, которому присущ внутренний конфликт между зависимостью и желанием самостоятельности. Упрямство, негативизм рассматриваются как способы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально направлено на утверждение автономности, но усиливает внимание родителей. Ребенок внешне стремится к обособлению, но сохраняет прочную связь с матерью, отцом, педагогами, провоцируя ссоры, споры, выражая протест. Оппозиционность становится бессознательной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности ребенка в самоутверждении и эмоциональной незрелости родителей. Сторонники бихевиоральных теорий утверждают, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших. На начальных этапах для ее запуска необходим развернутый стимул (длительные нравоучения, открытая критика), в дальнейшем достаточно воздействия слабого раздражителя (единственного замечания, взгляда).
[…]
Отличительной особенностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок отчасти способен контролировать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упрямый, конфликтный, на приеме у врача – спокойный, покладистый.
[…]
Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов. В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью. Попытки родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной агрессии, молчаливого протеста. Ребенок отказывается умываться, надевать чистую одежду, причесываться, есть за столом, посещать школу, выполнять домашние задания. Замечания родителей только усиливают оппозиционность.
В споре со старшими ребенок до последнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь важных привилегий – возможности гулять, играть в компьютерные игры, получать сладости. Иногда эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным послушанием. Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны детей и родителей, отношения становятся дисгармоничными, стиль воспитания – искаженным. Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые угрозы сменяются чрезмерными поощрениями.
Вызывающее оппозиционное расстройство сопровождается трудностями обучения. Снижение успеваемости связано с недостаточным прилежанием, отказом от помощи окружающих. Интеллект, когнитивные функции развиты нормально. При тяжелых формах расстройства нарушаются отношения с одноклассниками. Постоянное противостояние окружающим, стремление спорить, доказывать свою правоту, обвинять в неудачах других людей препятствуют установлению дружеских отношений. Чувство вины отсутствует. Ребенок не умеет сотрудничать, отказывается помогать другим детям.

Осложнения

Без специальной коррекции вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в различных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с педагогами формирует замкнутость, желание уединиться. Результат – нарастает чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются эмоциональные нарушения. У подростков оппозиционность закрепляется в чертах характера – возникают психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения. Низкая учебная успеваемость, сложности во взаимодействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/oppositional-defiant-disorder

Главной характеристикой этого психического расстройства является постоянное негативистическое, вызывающее, провокационное, враждебное поведение ребёнка, которое находится за пределами «нормального уровня» поведения для детей того же возраста той же социально-культуральной среды. При расстройстве не должно отмечаться серьёзных нарушений прав других людей. Дети с данным расстройством обычно активно игнорируют просьбы взрослых и намеренно досаждают другим людям. Обычно они обидчивы и сердиты. У них отмечается лёгкая потеря самообладания низкий уровень фрустрационной толерантности.
Характерным отличием от других нарушений поведения является отсутствие поведения, нарушающего законы и основные права других людей, наблюдается отсутствие жестокости, драк, воровства, нападений. Присутствие этих признаков исключает диагноз.
Согласно исследованиям, самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей, с осторожностью следует применять эту категорию у старших детей. У старших детей нарушения поведения обыкновенно становится из оппозиционно-вызывающего агрессивным, антисоциальным (диссоциальным), и превышает открытое непослушание, неповиновение, или брутальность.
[…]
Вызывающее оппозиционное расстройство впервые появилось в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 3-го издания DSM-III (313.81 — «оппозиционное расстройство»). В 5-м издании (DSM-5) вызывающее оппозиционное расстройство (англ. oppositional defiant disorder, коды 313.81/F91.3) определяется как поведение, при котором наблюдается раздражительность, гневливость, склонность к спорам, вызывающему поведению или мстительности. Продолжительность — не менее 6 месяцев, и присутствие минимум 4 симптомов из ниже перечисленных:

1. Часто теряет самообладание.
2. Часто бывает раздражительным или легко раздражается.
3. Часто зол и обижен.
4. Часто спорит с авторитетными фигурами или, для детей и подростков, со взрослыми.
5. Часто активно бросает вызов или отказывается выполнять правила и просьбы от авторитетных фигур.
6. Часто сознательно раздражает других.
7. Часто обвиняет других в своих ошибках или в неправильном поведении.
8. Бывает злобным или мстительным.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вызывающее_оппозиционное_расстройство


Следует понимать, что все дети и подростки периодически сердятся, спорят и вступают в конфликт, поэтому иногда крайне сложно понять, является ли происходящее вариантом нормы или же вызывающим оппозиционным расстройством.
[…]
Врачи не знают точных причин развития этого нарушения. Оно может следствием сочетания ряда факторов. Определенную роль может играть собственное отношение к поведению ребенка или подростка, а также реакция семьи на это поведение. Вызывающее оппозиционное расстройство может передаваться генетически. Другие возможные причины связаны с нервной системой или дисбалансом определенных веществ в мозге.
https://mojdoktor.pro/vyzyvajushhee-oppozicionnoe-rasstrojstvo/


Не прямая аналогия, конечно.
Но многое узнаваемо, не так ли?
И в несколько более старших, чем подростковый, возрастах.

Новое поколение, вступающее в жизнь. Что называется, «рожки режутся» :) . И хочется бодаться. Это прёт изнутри. Помимо мозгов …

Правильная социализация придёт.
Если в норме.
И если процесс социализации не будет п е р е х в а ч е н …
Перехвачен теми, кто, похоже, с п е ц и а л и з и р у е т с я именно на поиске и захвате под управление именно такого «горючего материала».


Tags: Наука
Subscribe

Posts from This Journal “Наука” Tag

  • После дронов (и NEXTA :) )

    современные оптогенетические методы с трудом применимы к таким маленьким существам, так как для подобных исследований требуется дорогое и громоздкое…

  • Почва и кровь-2

    Собственно, про «влияние р а з н ы х почв на иммунитет народов, находящихся на о д н о м уровне развития» писали уже. Почти четверть века назад.…

  • Почва и кровь (о финской гигиенической гипотезе)

    «конкретная группа микробов, полученных из окружающей среды, возможно, каким-то образом способна тренировать или обучать иммунную систему»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments