waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Categories:

Матрица Бродского. В развитие темы. дополнение.



У Бродского есть ещё работа, продолжающая предыдущую.
Стоит познакомиться и с ней.

В случае изучения поведения имеет смысл использовать методы структуралистских геометрических теорий. Рассматриваются морфизмы (преобразования) базисных множеств модели-компоненты, в первую очередь – отвечающие за действия. В социальных системах такие морфизмы могут быть обусловлены сменой поколений, влиянием средств массовой информации, пропагандой, насаждением определенных стандартов поведения в учебных заведениях. Оказывается, что такие преобразования могут полностью изменить поведение системы, вплоть до противоположного. Чтобы сохранить поведение сложной системы (сохранить систему в прежнем качестве), нужно потребовать от допустимых преобразований выполнения определенных аксиом (сохранения инвариантов). При этом, разные инварианты будут соответствовать разным типам поведения, поэтому можно использовать их для классификации типов поведения.
[…]
если бы мы захотели перепрограммировать коллективное поведение какой-либо культуры, первое что нужно выяснить, какие инварианты этой культуры препятствовали бы такой трансформации и организовать информационную атаку на эти инварианты.
После того, как мешающие инварианты скомпрометированы, укоренились в популярных шутках и анекдотах, можно приступать к морфизмам, включать окна Овертона.
Относительно продвижения желательных инвариантов, по-видимому, не все так просто. Легко продвигаются инварианты, накладывающие меньше ограничений на поведение и предполагающие не слишком обременительный культ. В этом смысле всегда «хорошо продаваться» будет Западный инвариант релятивизма и приоритета личной оптимизации, конечно под лозунгом свободы и неограниченных возможностей самореализации личности.
Инварианты, требующие существенных усилий и ограничений поведения, тоже могут перениматься, но лишь тогда, когда налицо их настоящие (а не лицемерные) носители и когда повседневная жизнь этих носителей способна поразить чем-то привлекательным потенциальных неофитов. Например, пресыщенных граждан позднего Рима поражала неподдельная любовь друг к другу презираемых и гонимых ими первых христиан – в их жизни ничего подобного не было, и многие становились христианами.
[…]
Если речь идет о существующей культуре, прежде всего должны быть защищены ее инварианты. Например, они не должны быть дискредитируемы насмешками, шутками, анекдотами. Для этого на высоком уровне должен находиться культ – основа культуры по словам П.А. Флоренского. Культ – это служба сохранения законов сложной системы – обслуживание ее структуры и инвариантов. Культ также должен быть защищен, лучшая его защита – положительный отбор в служители культа (чего как правило, не было в СССР).
[…]
Известная статья нашей Конституции о недопустимости государственной идеологии напоминает автору перенесенную на потерпевших поражение в информационной войне практику заставлять проигравших войну брать на себя обязательства впредь не иметь и не производить определенные виды особенно эффективных вооружений.
Отсутствие инвариантов, как мы видели – это инвариант западной культуры, т.е., победители пытаются насадить у побежденных свою культуру, как это часто происходило в истории со времен античности.
Бродский Ю.И.
Попытка геометрической классификации этнокультурного поведения.
Том 34 номер 1 , 2019, стр. 72 - 84.


Tags: Теория и практика
Subscribe

Posts from This Journal “Теория и практика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments