waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Category:

Le capital humain

«здешние анархисты, не зная, что делать и что предпринять в настоящем, очень любят мечтать о прекрасном будущем»


[…]
Нельзя того же сказать о лекции Элизе Раклю (бывшей 11 января). Это была бесспорно самая умная и самая блестящая конференция из всех тех, которые здесь читались и которые еще будут читаться. Знаменитый географ принадлежит к интернациональной секции Веве, секции анархической. Как один из ее наиболее влиятельных членов, он и стал считаться анархистом. Но анархисту достаточно быть умным человеком, чтобы перестать быть анархистом. Реклю доказал это своею лекциею.
   Лекция эта ("Le capital humain de la France") была посвящена исключительно вопросу о том, как велик во Франции живой революционный капитал и в чем он заключается? -- "Конечно, в народе и пролетариате", -- в один голос кричат анархисты. "Вы, господа, жестоко ошибаетесь", -- возразил им Реклю. На народ, на пролетариат вы не должны возлагать никаких надежд, он консервативен, он забит, он до мозга костей пропитан предрассудками окружающего его экономического строя, он антиреволюционен. И, искусно пользуясь своими разносторонними сведениями, вооружившись цифрами и фактами, лектор развил и доказал свой тезис с такою убедительною ясностью, перед которою разлетается в прах вся их ребяческая аргументация. Рассматривая французский народ с этнографической точки зрения, он показал, что между географически различными частями его не существует почти никакой солидарности, что Север вечно враждует с Югом, и что эта вражда оттесняет на задний план более насущные социальные интересы.
   В социальном отношении точно такая же рознь существует между населением сел и городов. Разбирая, наконец, его состав с экономической точки зрения, он пришел к таким выводам: 1) значительная часть сельского населения состоит из мелких собственников. Эти собственники -- самые неисправимые буржуа. Они дорожат своею собственностью больше, чем жизнью. Единственная их цель, единственная мечта -- округлить свое владение и передать его потомству неразделенным. Ради осуществления этой мечты они, следуя внушениям Мальтуса, налагают на себя и своих жен строгое restrein moral; мало того, они готовы бы были оскопиться. В этом-то, по справедливому замечанию Реклю, и заключается главная причина постоянно возрастающей убыли французского населения.
   Не все, однако, земледельцы собственники; есть между ними много и неимущих пролетариев. Но эти пролетарии по своим нравственным качествам будут, пожалуй, еще похуже собственников. Они живут одною идеею: приобрести себе, во что бы то ни стало, клочек землицы в личную собственность. На осуществление этой их idée fixe уходят весь их ум, вся их энергия, все их духовные и физические силы. Они согласятся лучше расстаться с жизнью, чем с нею. Революционеру от них нечего ждать. На их медных лбах написан его смертный приговор. 2) О попах, бюрократии, войске, земельной и денежной аристократии и говорить, разумеется, не стоит. 3) Фабричное население, население больших промышленных центров, представляет для него почву почти столь же бесплодную. Тяжелый каторжный труд, "от боя до боя часов", до такой степени физически и умственно истощает этих белых рабов, что они решительно неспособны ни о чем думать, кроме как о куске насущного хлеба. Никакая революционная пропаганда в их среде не может рассчитывать на успех. Только самая ничтожная часть их, только рабочие более или менее обеспеченные, принадлежащие к так называемой petite industrie, рабочие до некоторой степени привилегированные, только они одни, только это микроскопическое меньшинство способно проникнуться революционными идеями, только в них да еще в небольшой группе интеллигентных революционеров и заключается весь живой революционный капитал общества. В нем, в этом меньшинстве, все его значение, только одно оно может осуществить социальную революцию.
   Нужно ли говорить, что мы не только вполне соглашаемся со всеми этими мнениями Реклю, но и полагаем, что при беспристрастном отношении к делу они окажутся настолько же справедливыми по отношению к другим вообще европейским народам, насколько они справедливы по отношению к французскому народу.
Ткачев П.Н. Публичные чтения в Женеве.
1876

"Le capital humain de la France" - "Человеческий капитал Франции" (фр.)

restrein moral - Нравственное воздержание (фр.)

idée fixe - Навязчивая идея (фр.)

petite industrie - Мелкая промышленность (фр.)


Tags: История Идей
Subscribe

Posts from This Journal “История Идей” Tag

  • Семья Дрейпер, дополненьице

    И да, небольшая ссылочка для бОльшего понимания какого рода марксизм проповедовал троцкист Хэл Дрейпер: Two crimes that will live in…

  • Семья Дрейпер

    Продолжаю раскапывать историю (американского) троцкизма. Интереснее чем дальше, тем больше. Вот из находок: Теодор «Тед» Х. Дрейпер (11 сентября…

  • Рассуждая аллавердически …-2

    учимся отличать иллюзии, которые ведут историю вперёд, как в Октябре 1917-го, от тех, которые, как в Москве 1991-го или Киеве декабря 2013-го,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments