waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Categories:

Ещё к теме топологии коммуникаций. Арджу́н Аппадура́и.

Воображаемые миры, также воображаемые ландшафты (англ. imaginary landscapes) — теория выдвинутая американским социологом и философом индийского происхождения, Арджуном Аппадураи. Теория воображаемых миров (воображаемых ландшафтов англ. imaginary landscapes) была сформулирована в начале 1990-х на основе теории Бенедикта Андерсона воображаемые сообщества.


Теория «воображаемых миров» относится к третьему поколению глобализации. Аппадураи рассматривает глобализацию как детерриториальную утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. По его мнению, в ходе глобализации формируется «глобальный культурный поток» который можно разделить на пять символико-культурных пространств (в английском языке суффикс «scape» обозначает «пейзаж» или «ландшафт», однако в теории Аппадураи данный суффикс позволяет обозначить гибкость и нелинейность):
1. Этнопространство (англ. Ethnoscapes) – под этим пространством Аппадураи понимает людей, которые составляют миры, не привязанные к определенной территории: туристы, иммигранты, беженцы, гастарбайтеры и другие перемещающиеся группы и индивиды.
2. Медиапространство (англ. Mediascapes) – это понятие обозначает способность производить и распространять информацию через газеты, журналы, телеканалы, киностудии и прежде всего рекламу. Многие аудитории по всему миру воспринимают медия как сложный и взаимосвязанный комплекс печати, рекламы, новостей, которые и помогают конструировать «воображаемые миры».
3. Технопространство (англ. Technoscapes) – под этим понятие Аппадураи понимает глобальную конфигурацию технологий и сам факт того, что эти технологии являются неотъемлемой частью миров.
4. Финансовое пространство (англ. Finascapes) – по мнению автора об этом пространстве нельзя не говорить как о глобальном капитале, который сейчас еще более загадочный, скорый и непредсказуемый, в отличие от: валютных рынков, национальных фондовых биржах и товарных спекуляциях, которые перемещают виртуальные деньги через границы в мгновение ока.
5. Идеопространство (англ. Ideoscapes) – данное пространство образуется потоком образов, прежде всего политических и имеющих дело с идеологией государства или оппозиционных движений, претендующих на захват государственной власти или ее части.

По мнению Аппадураи, динамика глобальных культурных систем приводится в движение взаимоотношениями между этно-, медиа-, техно-, идео- и финансовым пространствами. Взаимоотношение этих пространств, предельно зависит от конкретного контекста. Эти пространства являются «фундаментом» «воображаемых миров», в которых люди взаимодействуют, и взаимодействие это носит характер обменов. В теоретической модели Аппадураи первоначальное противопоставление «локальное – глобальное» замещается противостоянием «территориальное – детерриториализованное», а глобальность и локальность выступают как две составляющие глобализации.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Воображаемые_миры_(теория)


Когда-то давно (иногда тысячи лет назад) «воображённое пространство» (ландшафт, мир) далее имеет склонность: а) замыкаться внутри себя (львиная доля обменов - ВНУТРИ) б) распространяться поверх границ и времён - своего рода экстерриториальность, «глобализация» (Иерусалимское королевство теснее было связано с тогдашней Англией, например, чем с соседними арабскими царствами) в) превращаться из «воображаемого» во вполне себе материальное.
Судьба пространств «помельче» (речь не про размер, а про способность сопротивляться внешним влияниям, сохранять СВОЁ) бывает плачевна: р а з о р в ё т. Растащит на куски между более мощными «массами»- соседями, куски станут частью других «воображаемых ландшафтов».

PS
«Воображаемый ландшафт» можно рассматривать как своего рода домен, в котором отдельные частички-идентичности «повёрнуты» вдоль определённого вектора. И не просто повёрнуты, но и обеспечивают его (вектора) поддержание в новых поколениях частичек. Если НЕ обеспечивают «домен» к длительному существованию не способен.


Tags: Теория и практика
Subscribe

Posts from This Journal “Теория и практика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments