waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Для вдумчивого чтения



И.М. Дьяконов. Пути истории.


Книга существует почти четверть века. Разумеется, за это время слабые и сильные её стороны разобрали уже неоднократно.
Потому ограничимся лишь указанием на то, что действительно было новым на момент её написания. Боюсь, что «новым» оно остаётся и сегодня. Для иных исторических материалистов :) .
А вот сколько же точно было фаз исторического развития: классических пять или неклассических восемь (по Дьяконову) - так ли это важно?
IMHO: гораздо интереснее важные направления, которые наметил автор для развития классической теории. Они неплохо сформулированы здесь:


1. Прогресс оружейных технологий создает устойчивость исторических изменений - удерживает сложившиеся отношения (классический тезис. имеется ряд королевских примеров - стремена, рыцари, пушка... С появлением стали появляется классическое рабовладение и т.п. Критики не держит - контрпримеры типа китайских неиспользуемых военных технологий вязнут в привходящих обстоятельствах)

2. Изменения ценностей. Только они меняют общество - но изменения неустойчивы, если не подкреплены прогрессом оружия (очень интересная часть теории, и самая смутная). Во введении говорится о верховной роли ценностей в изменении общественного строя. При изложении материала автор практически не пользуется этой гипотезой.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/1430754.html


Конечно, в основе прогресса оружейных технологий всё равно лежит прогресс производства (стальное оружие кто-то должен уметь делать). Так же и с новыми ценностями. Они не могут возникнуть «из воздуха» - должен быть серьёзный период развития социальных технологий, способов фиксации и передачи информации и т.п. В том числе и прогресс хозяйства - социальный слой, занятый распространением и поддержанием ценностей в обществе, элементарно кто-то должен кормить :) .
Скорее всего есть и взаимосвязь: общество, по своим господствующим ценностям не готовое применить новое оружие, скорее всего его и не применит (это к теме «контрпримеров типа китайских» :) ); общество, ценности растерявшие - применять разучится (горбачёвщина *); общество с ценностями, скажем так, более прочными - подтянет до их уровня и свой оружейный прогресс, даже если первоначально в нём отставало (шиитский Иран, научившийся запускать спутники; научившийся, да - как бы ни корчило от этого всевозможных борцов «за светскость» (как правило - у д р у г и х народов, не у себя); кому не нравится персидский пример - напомним времена господства НСДАП: «арийская физика» обеспечила таки н а и б о л ь ш и й прогресс в ракетных технологиях - прогресс, как видим, может идти и по совсем уж чудовищным тропам).
Но тем не менее, даже эти два указанных Дьяконовым механизма развития общества уже делают его книгу абсолютно не устаревшей и сегодня. Смена фаз развития общества теперь понимается лучше, конкретнее. Превосходство в производительности труда (о котором любил напоминать Лейба Троцкий, и не только он) непременно должно быть подкреплено превосходством в «производительности» вооружённого «труда», а ещё и превосходством в ценностях общества (прежде всего теми, что обеспечивают его единство, с в я з н о с т ь ,так чтобы никакая тварь (из Уренгоя :) ) пролезть не могла).

Сама книга есть здесь:

http://abuss.narod.ru/Biblio/diakonov.pdf


*
Красная Империя рухнула не от того, что были хуже её танки и ракеты. Прежде что-то необратимо хрустнуло в ценностях.
Равно и «Единая Европа» V в. от РХ пала под натиском варваров, недавно одевавшихся в шкуры, не от того, что у тех было некое небывалое превосходство в оружии: её НЕКОМУ стало защишать - не нашлось дОлжного числа желающих разделять её ценности. Там где нашлось (Восточно-Римская империя) - простояли ещё тысячу лет, даже восстановиться смогли после погрома, учинённого крестоносцами.


Tags: Книги
Subscribe

Posts from This Journal “Книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments