waspono (waspono) wrote,
waspono
waspono

Gaeltacht и Galldachd




Гэ́лтахт (ирл. Gaeltacht, гэльск. Gàidhealtachd) — в Ирландии и Шотландии обозначение районов, где соответственно ирландский и шотландский (гэльский) языки сохраняются как языки повседневного общения значительной части жителей. В Республике Ирландия статус определённых территорий как гэлтахтов определён в законодательном порядке, в Шотландии это название является неформальным.
[…]
Согласно переписи 2006 года, население гэлтахтов составляет 91 862 человека, из них ирландским языком владеют 64 265. Большинство гэлтахтов представляют собой отдалённые сельские районы, и для них всегда был характерен высокий уровень оттока молодёжи.
[…]
В Шотландии термин Gàidhealtachd неофициально употребим как обозначение районов страны — в первую очередь частей Хайленда и Гебридских островов, где сохраняются гэльские язык и культура. Часто противопоставляется Galldachd — «некельтской» части Шотландии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гэлтахт


Что, не про нас? :)
Это вы просто динамики не чувствуете :)
Великая русская литература, народовольцы первой волны и так далее - это было о судьбах русского народа. И составлявших 9/10 этого народа крестьян и вчерашнихещё крестьян.
Следом на авансцену вынырнули шустрая группа «межрайонцев» с фронтменом «Троцким» и «неоднофамильцами» Зиновьевым и Каменевым. И «выяснилось», что «землю в Гренаде крестьянам» почему-то важней, чем землю таким же крестьянам, но в Вологде.
Энтузиазм неоднофамильцев удалось (или пришлось!?) слегка пригасить - надвигалась мировая война


  ‘Дано согласие отправить сюда пятнадцать тысяч русского пополнения, — телеграфировал Л.З. Мехлис начальнику Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии армейскому комиссару 1-го ранга Е.А. Щаденко. — Прошу вас отправить его особой скоростью, дать пополнение именно русское и обученное, ибо она (оно? — Ю.Р.) пойдет немедленно в работу. Дайте личное указание Ковалеву (начальник службы военных сообщений Наркомата обороны. — Ю.Р.) следить за продвижением пополнения’.
Ю.В. Рубцов. Лев Мехлис: ‘МЫ … должны быть прокляты!’
О роли ‘инквизитора Красной Армии’ в катастрофе Крымского фронта в мае 1942 г.


я вспомнил о другой истории, которую мне недавно рассказывали. После взятия какого-то из маленьких немецких городков старшина роты, в прошлом председатель колхоза, наткнулся там на брошенный хозяевами магазин мужских шляп. У него была с собой ротная повозка, он погрузил на нее шляпы, а потом сделал большую посылку: запаковал, всунув одна в другую, тридцать новых фетровых шляп и послал их к себе в колхоз с письмом, в котором писал жене: "Посылаю к Первому мая подарки колхозникам. Раздай всем мужикам, которые остались живы. Пусть к Первому мая оденут, меня вспоминают".
Константин Симонов. Разные дни войны.


Следом вышла новая волна: кукурузомания, борьба с абстракционизЬмом, одаривание братского народа Крымом, Тарапунька и Шепсель (потеснившие в эфире даже Райкина-старшего :) ) и освоение целины. На последнем стоит остановиться особо. Люди, работавшие ещё со Сталиным, предлагали вкладываться в русскую деревню. В каком-то смысле это был бы возврат взятого в долг на индустриализацию и Победу. Но нет, поехали распахивать дикую степь … То-то в Канаде праздник был :)( . Всего несколько лет спустя.
Подумалось: а ведь было уже. Похожее. По сути:


Сегодня в России есть «столыпинское общество», и памятник ему поставлен, есть культ Столыпина, есть историки, убеждённые в том, что если бы Столыпин не был убит еврейским киллером, то он завершил бы свои реформы, и никаких революций в 1917 году не было бы…
А у меня перед глазами картина художника той эпохи, забытого передвижника Сергея Иванова: хмурое небо, степная дорога, на дороге стоит телега, возле неё на земле лежит умерший мужик, на его груди икона, а вокруг него безутешная жена и малые дети. Название картины – «Смерть переселенца»…
Крестьяне центральной России не хотели переселяться в Сибирь, куда Макар телят не гонял. Они чувствовали, что, приехав в Сибирь за даровой землёй в одиночку, став хуторянином или фермером, – в одиночестве, в бездорожье не выживешь. Им нужна была земля в центральной России, но без выкупа. Крестьяне моей родной Калужской губернии рассуждали так: «Спокон веков у нас заведён обычай, что на новое место идёт старший брат, а младший остаётся на корню. Так пускай в Сибирь или на Алтай поедут наши старшие братья, господа помещики, дворяне и богатейшие земледельцы, а мы, младшие, хотим остаться на корню, здесь в России». (Текст писем взят из книги А.Бушкова «Красный монарх», стр. 74-75.)
Костромские крестьяне обращались к дворянам-землевладельцам с таким предложением: «Если вы очень уж хвалите Сибирь, то переселяйтесь туда сами. Вас меньше, а землю оставьте нам».
Им вторили орловские мужики: «Переселяться на казённые свободные земли в среднеазиатские степи мы не желаем. Пусть переселяются туда помещики и заводят там образцовые хозяйства» (там же).
Станислав КУНЯЕВ. РОССИЯ И «ОКЛАХОМА». Из «Дневника III тысячелетия»


Суть же (при всей внешней несхожести двух эпопей) вижу в том, что решали ЗА и БЕЗ крестьянина: где ему жить и работать. И почему-от в обоих случаях обернулось так, что дома, «на корню», у русского крестьянина «не получилось».
{Обращался я тут как-то за «помощью к залу». По поводу источников по коллективизации в Грузии. Немного нашлось пока. Но ясно, что проведено всё было в более щадящем режиме. Плюс ещё и с культивированием более рентабельных сельхозкультур (впрочем, весь «жирок» вполне могли бы легко изъять (система-то плановая!) - если бы хотели … Если … Бы … ). При этом немалую роль играл и расчёт на подвоз дешёвого хлеба. С Севера. Где (по Шеварнадзе) для Грузии долгое время «всходило Солнце».}

В общем, не прошло и ста лет, а думающие о судьбах русского крестьянства остались в нашей (нашей!?) литературе на положении явного меньшинства. Презираемого и всячески травимого меньшинства. Одна полупрезрительная кличка «деревенщики» чего стоит. Это в стране, целиком выросшей на трудах русского крестьянина!!!

А вы говорите: Гэлтахт - это в Ирландии.
Ой ли?

Но и это не конец ещё.
Худо-бедно, но вчерашние крестьяне как-то устроились в городах.
Чем привели в заметное беспокойство «неблондинов за углом» (по отношению к блондинке за углом - они ведь тоже за углом, правда?)

Дальше, вы, наверное, знаете лучше.
На наших глазах происходило …

Происходило и происходит.

Почти каждый вечер в телевизоре «давно выехавшие спорят с недовыехавшими. А разнимает их повыезжавший :) »

Это ничего хорошего не обещает нам в будущем.
Ничего, кроме Gaeltacht’ а (((

PS
И, кстати, я где-то ещё похожую картинку видел. Только в динамике. И на другом краю Евразии.



Tags: О нашем общем будущем
Subscribe

Posts from This Journal “О нашем общем будущем” Tag

  • О «границах дозволенного»

    «в целях пополнения казны провести не ревизию бедных, а ревизию богатых. Так ли у богатых все рационально?» К предыдущему: Это тоже…

  • «политическая турбулентность перешла в новую стадию»

    «Маневрировать придётся и дальше – при 20 или даже 30-процентном рейтинге и сокращающихся ресурсах властям ничего другого не остаётся.»…

  • К злобе дня

    Нынешняя волна кризиса имеет все шансы окончательно похоронить неолиберальную экономическую политику в России (текущая внутриэкономическая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments